Участница Живого Журнала из Тбилиси под ником aidatiflis7 написала прекрасный текст о Тифлисской истории семьи Питоевых. Он выдает в ней патриота старого Тифлиса и знатока его истории. Я очень ей признателен за теплые слова в адрес моих предков и надеюсь, что совместными усилиями мы сохраним о них добрую и вечную память.
История создания "Артистического общества" тесно
связана с семьей Питоевых. Глава семьи, Егор Питоев - дворянин, известный
промышленник, один из самых богатых людей Тифлиса. Его старший сын, Исай
Егорович Питоев родился в 1844 году в Тифлисе. Кроме дворянского титула, который
он унаследовал от отца, ему было суждено продолжить его дело. Исай Егорович
получил прекрасное европейское образование и занимался рыбным и нефтяным
бизнесом. Однако, его всегда привлекала театральная жизнь и, очевидно, не
случайно, его женой стала Ольга Станиславовна Маркс, родившаяся в семье актеров:
Вассы Петровны Бельской и Станислава Маркса. Она тоже была актрисой и увлечение
Ольги Станиславовны театром подвигло Исая Егоровича к созданию небольшой
домашней театральной труппы. Через два года, труппа так разрослась, что ей стало
тесно и понадобилось более просторное помещение.
В своих воспоминаниях В.Д.
Карганов писал: "Артистическое общество" началось в Доме Питоева на
ул.Паскевича в 1885 г. В 1887 году Питоевский кружок был преобразован в
"Артистическое общество". Оно наняло и перестроило соседний с Питоевым верхний
этаж дома Кайтамазова, потом Тамамшева, потом Рохлина, рядом с домом Питоева,
соединив его с домашним театром . Дом был перестроен и подарен театральному
обществу".
В этом театре выступали В.Ф.Комиссаржевская, Ф.Шаляпин, здесь
бывали П.Чайковский, М.Ипполитов-Иванов, А.Рубинштейн.
Но была у Исая Егоровича мечта – построить настоящий
театр. Он пригласил известных архитекторов Тифлиса К.Татищева и А.Шимкевича,
которые и приступили к созданию проекта нового театра. На начальном этапе
проектом занимались оба архитектора, а затем проект полностью перешел к
А.Шимкевичу, который и завершил работу.
Здание было заложено в 1898 году.
Стиль – позднее барокко.
Зал был расчитан на 810 мест. Для выполнения лепных
работ на фасаде и внутри здания были приглашены лучшие итальянские мастера. Вся
мебель, зеркала, ковры, светильники и пр. были привезены из Европы и выполнены в
единственном экземпляре по специальному заказу.
Всё самое современное
оборудование для театра тоже было привезено из Европы.
6 февраля 1901 года
здание театра торжественно освещено. Газета "Кавказ" (№ 36) писала: "...
сегодня мы можем наглядно убедиться, что у нас есть частная инициатива, и частные
капиталы в таких громадных размерах вкладываются в дело служения высшим
общественным идеалам, в дело цивилизации".
В той же газете давалось
подробное описание театрального помещения. Вот как оно выглядело накануне
открытия театра.
"С первого взгляда поражаешься необыкновенным изяществом и
разнообразием многочисленных люстр, бра и прочих приспособлений для
электрического освещения. Вообще, фирма Шукерт, которой было поручено было
устройство освещения, не только блистательно выполнила своё дело с технической
стороны, но и обнаружила такой тонкий художественный вкус и поразительное
богатство в выборе всевозможных, строго соответствующих стилю комнат
арматур".
"Помимо внешних достоинств и всевозможных удобств (в креслах
партера, например, существуют даже особыя приспособления для шляп и биноклей),
посетители нового театра имеют ещё и то удобство, что могут сознавать себя в
полной безопасости на случай пожара. ... при произведенной пробе, полный зал был
очищен и все сидевшие в нем успели собраться на сцене через 1 1/2 минуты после
команды "пожар". Кроме того, во всех помещениях в изобилии находились
"специальные противопожарные приспособления" и имелся собственный "паровой
насос".
Пол сцены был сделан вращающимся, что давало возможность быстро
менять декорации. Ненужные декорации через особый люк опускались прямо в склад
для декораций, расположенный под сценой. Для освещения сцены использовалось 1200
лампочек, кроме специальных ламп "для особых световых эффектов".
В театре
был оборудован и громадный концертный зал, отделанный в стиле Людовика
15-го с грандиозными зеркальными окнами, выходящими на Головинский проспект, а
также малый зал "в стиле эпохи директории". Далее находилась гостинная в стиле
"модерн" , а налево – малая зала в стиле немецкого ренесанса и дамская
гостинная в декадентском стиле..., изящная столовая в стиле ренессанс со
сплошными зеркалами по стенам".
На втором этаже театра находился клуб с
обширной читальней, а также "...гостинная в восточном вкусе, большая столовая с
буфетом, бильярдная, шахматная, нардная и проч. А также две карточныя: большая,
расположенная вдоль верхней части концертного зала, и малая – специально для
серьезных игроков.
Из большой карточной в концертный зал пробиты окна, так
что для ревнивых мужей будет то удобство, что они будут иметь возможность
приятно проводить время за картами и в то же время, закатывая большие шлемы,
одним глазком наблюдать за своими танцующими женами".
Технические
приспособления, устроенные в театре также достойны описания. В театре были
установлены: машинное отделение, согревающее, вентилирующее и освещающее всё
огромное здание. Кроме трех паровых котлов был установлен акумулятор
рассчитанный так, чтобы в течение часа могли гореть 4 тысячи лампочек. "Для
устранения накипи в паровых котлах, имеется больших размеров водоочистительный
бак, посредством которого, для указанной цели, химически изменяется состав
воды..."
Сложная вентиляционная система позволяла постоянно очищать и
вентилировать воздух во всех помещениях театра.
"Устройство всех технических
приспособлений поражает своей чистотой и аккуратностью" - писала
газета.
Громадная кухня имела несколько помещений: пирожное, провизионное,
чайное, ледник и пр., которые являлись по своему оснащению последним словом
кулинарной техники.
Строительство и обустройство театра обошлись Исаю
Егоровичу Питоеву в полтора миллиона рублей золотом. (для сравнения - Казенный
театр обошелся в 750 тысяч.)
"Здание это предназначено служить храмом
искусства, ареной для объединения общества на самой благородной и возвышенной
почве", - писала газета "Кавказ".
Поначалу, спектакли в театре шли на русском
и армянском языках, но скоро там появилась и грузинская труппа. Все труппы
чередовали свои выступления.
Театр Питоева стал "жемчужиной" Головинского
проспекта, а Исай Егорович Питоев уже строил планы строительства летнего
помещения "Артистического Общества".
Однако, этим планам не суждено было
сбыться... 22 апреля 1904 года Исай Егорович Питоев скоропостижно скончался от
воспаления легких, так и не построив летний театр, о котором мечтал. В газетных
публикациях на кончину Исая Егоровича можно найти такие слова:
"Почти
тридцатилетняя неутомимая деятельность покойного... займет видную незабвенную и
почетную страницу в истории культурного роста Тифлиса и всего Закавказья".
"Неутомимый, бескорыстный, талантливый общественный деятель... Грандиозный
памятник твоей деятельности и жизни гордо высится на Головинском проспекте и
никогда не зарастет от него народная тропа к твоей дорогой могиле на
Ходживанкском кладбище!"
Могила И.Е.Питоева, как и Ходживанкское кладбище
больше не существуют.
Дом И.Е.Питоева в Сололаках выглядит, как обычный
жилой дом, и ничто не напоминает о его прежнем владельце.
Питоевский дом,
как его называли горожане, в 1921 году был переименован в Государственый театр
драмы имени Шота Руставели.
После революции, семья Питоевых эмигрировала во
Францию, где эта фамилия вновь зазвучала на театральных подмостках, но это уже
другая история.
Тифлис. Головинский проспект. Строительство здания "Артистического общества"
Театральное здание "Артистического общества"
План зрительного зала театра "Артистического общества"
Цены на билеты 1913 года
Современный гос. академический театр им. Шота Руставели