Питоев Жорж Иванович (Геворг Ованесович Питоян)(4 сентября(ст. стиля) 1885 г., Тифлис — 17 сентября (нов.стиля) 1939 г., Бельвю, Женева) – выдающийся режиссер, актер, художник, один из основателей «Картеля четырех» – ядра современного французского театра.

МЕССИР

В этот сентябрьский день Жорж Питоев поймал себя на весьма любопытной мысли: «А ведь предсказания старой цыганки, кажется, сбываются». Когда-то очень давно златозубая гадалка, заручившаяся поддержкой черноокой дамы пик, предначертала ему – 6-летнему отпрыску знаменитого рода первых тифлисских эстетов – и вовсе непонятную судьбу. Изложено это было в стихотворной форме, видимо, для лучшего запоминания. Впрочем, уже в самом скором времени зарифмованное предсказание старой цыганки стерлось в памяти подростка, но почему-то именно в этот – 54-й – день рождения великого Жоржа оно вновь прозвучало свежайшим в мире голосом, не утратив при этом столь характерного для тейпа уличных халтурщиц акцента навязчивых кокеток:

Так это ж наваждение -
Мессир, в чужом краю:
Свой «новый» день рождения
Отпразднуешь в раю.

Рай в старом Тифлисе располагался на улице Лермонтова и всегда назывался Гнездом Исая Питоева. Сам основатель Дома, выходец из зачисленного в дворянское сословие рода, пользовался невероятным авторитетом в городе: известное выражение «Исай сказал!» было решающим при вынесении решений тифлисской Думы. К тому же он слыл великим эстетом и меценатом: Исай Питоев инициировал открытие тифлисского отделения Императорского русского музыкального общества и основал Артистическое Общество. Его «театральный кружок» станет центром распространения эстетических волн, и многие выдающиеся деятели мировой культуры позже назовут себя не иначе, как «кружковцами». Антон Рубинштейн – гений со сложным характером, не составит исключения. Он «ради интереса» посетит питоевский Дом «на несколько часов», однако останется гостить там на все лето. Именно здесь Петр Чайковский начнет работать над «Спящей красавицей», «Иолантой» и «Пиковой дамой». В питоевском театре будут выступать еще начинающие Федор Шаляпин и Вера Комиссаржевская.

Стихотворный экспромт старой цыганки 6-летний Жорж-племянник самого Исая, какое-то время еще будет помнить, однако вскоре выкинет из памяти. Ввиду, так сказать, эстетической ненадобности. Приобщенный с раннего детства к высокому, без излишнего пафоса, искусству он уже умеет воспринимать силу слова сквозь призму собственных художественных ощущений. Наизусть цитирует лермонтовского «Демона» и ставит свои первые спектакли. И пристало ли ему, отпрыску знаменитой династии, к тому же ежегодно посещающему лучшие театры Европы, запоминать рифмоплетение дряхлой гадалки. Уж Пушкин, наверняка, предпочтительнее.

Впрочем, не меньше Пушкина он любит и Лобачевского. Наделенный математическими способностями 18-летний Жорж Питоев поступает в Московский университет, однако его обучение прерывается революцией 1905 года: отец семейства Иван Питоев, брат скончавшегося в 1904 году Исая, увозит всю семью в Париж, где в полном соответствии с фамильной традицией основывает Русский артистический кружок. 20-летний Жорж – актер нового питоевского кружка и вместе с тем – студент юридического факультета. Ему недолго придется совмещать эти две «противопоказанные», по утверждению Веры Комиссаржевской, ипостаси. Она же и уговаривает Жоржа «оставить все» и вернуться в Россию.

«Я играл в Москве, Петрограде, по всей России и в Сибири, я играл перед всякой публикой, перед художественной элитой и перед снобами, перед буржуазной публикой и перед публикой народной», – вспоминал Жорж. В лучших традициях питоевского Дома он уже сам становится основателем новых «гнезд» по всей России. Особую известность приобретет организованный им «Наш театр». Однако, главное дело его жизни ждет его впереди. В Париже.

Людмила Сманова – дочь тифлисского надворного советника и смотрителя тифлисского казенного театра Якова Семеновича, все эти годы была постоянной посетительницей парижского «Дома Питоевых». Здесь она и встретит вернувшегося из России Жоржа. Лучшие фотографы Европы будут снимать удивительную игру новой четы: он – Гамлет, она – Офелия. И не только фотографы – Великий Пабло Пикассо пишет портрет Людмилы. Много позже благодарные парижане, которые в знак особой любви называли их по именам, установят мемориальную доску на фасаде театра «Матюрен». Марина Влади как-то признается Эльдару Рязанову, что в идеале мечтает иметь дом «наподобие питоевского, в Париже». Хранит память о Жорже и старый театр в Женеве, носящий его имя: в Швейцарии супруги работали целых семь лет и, кстати, именно там открыли европейцам армянского поэта XVI века Наапета Кучака.

«Жорж Питоев – кем же он был? Актером? Режиссером? Невозможно придумать ему точное определение. С поистине жреческой самоотверженностью отдавшись служению театра, он открыл подлинный смысл театра, его духовность и предназначение, которое сродни религиозному культу. Это был святой театра». - Жан Кокто

1922 год, Париж! Открытие сезона в «Театре Елисейских полей». Жорж Питоев – знаменитый артист и лучший Гамлет! Но не только... Отныне он великий режиссер и реформатор французской сцены. Жорж открывает для Франции Ибсена, Пиранделло, Шоу. Ставит Толстого, Чехова и Горького. Вместе с выдающимися режиссерами Дюлленом, Жуве и Бати закладывает фундамент современного французского театра – «Картель четырех». «Из всех нас гением является только Жорж, – утверждали члены «Картеля». – Он Мессир!»

17 сентября 1939 года Жорж Питоев поймал себя на весьма любопытной мысли: «А ведь предсказания старой цыганки, кажется, сбываются». Свой «новый» (в соответствии с хронологическим стилем) 54-й день рождения он, действительно, встретил в Женеве, в самом узком кругу. За столом сидели Уильям Шекспир, Михаил Лермонтов, Антон Чехов и Наапет Кучак. Они читали ему свои произведения. Верховодил, по праву старшинства, армянский лирик XVI века. Кучак ненамного был старше Шекспира, но все же первое слово именно ему:

Однажды по улице шел я домой.
Вдруг череп, смотрю, на дороге лежит.
Ударил ногой я по кости пустой,
А череп в лицо мне улыбку кривит,
И кость отвечает такие слова:
«Эй слушай, что делаешь ты, удалец?
Вчера лишь я был как твоя голова,
И что из того, что пришел мне конец?

«Бедный Йорик!» – почему-то грустно констатировал малость захмелевший Шекспир и приоткрыл форточку в вечность. Через нее дух Жоржа Питоева и вознесся в рай.

В день своего рождения.

Из книги «100 величайших армян XX века».
2007 год, Москва.


 

to docs

 

Hosted by uCoz