Персоны. Питоевы.

 

 

Исай Егорович Питоев

исай питоев

Исай Егорович родился в Тифлисе в семье крупного армянского предпринимателя и промышленника Егора Питоева в 1844. Компания Питоевых занималась нефтедобычей и нефтепереработкой на Кавказе, ловлей и заготовкой осетровой рыбы и икры. После смерти отца на хозяйстве за старшего остался Исай Егорович, возглавивший компанию "Исай Егорович Питоев и К°". Всего же братьев было пять и одна сестра Маргарита Егоровна. От отца дети получили наследственное дворянство, а в Тифлисе тех лет они носили почетное звание "мокалака". Что это такое, можно прочитать здесь.

В Исае Егоровиче счастливо сочетались армянская деловая хватка и неукротимая любовь к искусству, особенно к театральному. В молодые годы он и сам был актером (вероятно, любителем), а в зрелые годы уже руководил знаменитым Тифлисским Артистическим обществом, для которого впоследствии и было им выстроено театральное здание. Сценическое действо ежесекундно, мимолетно. А здание театра остается на века. Любовь к театру естественным образом перенеслась и на актрису Ольгу Станиславовну Маркс, которая была членом знаменитой Тифлисской артистической семьи Маркс. Исай и Ольга поженились около 1872 года. У них была дочь Ольга. Схему родственных связей можно рассмотреть в Отчете Genopro на главной странице. Исай Егорович скончался безвременно в Тифлисе от воспаления легких 22 апреля 1904 года.

Иван Егорович Питоев

иван питоев

Иван Егорович - младший брат Исая Питоева. Он рано вышел из семейного "бизнеса", попросив старшего брата выделить его долю. Эти средства он направил на ремонт здания казенного Тифлисского Оперного театра и на содержание театра и актеров во времена своей антрепризы в этом театре. Смотрите здесь цитаты из статьи М.А.Киракосовой о работе Ивана Питоева в этом направлении. Кроме того, интересны воспоминания композитора Ипполитова-Иванова, касающиеся его многолетней работе в Тифлисе на ниве музыкальной культуры. Цитаты из этих воспоминаний приведены в Документах. Иван Егорович был женат дважды. Первый раз на княжне Л.Бебутовой, а второй - на Н.Г. Челимской. Для Надежды Герасимовны это был также второй брак. Первым браком она была замужем за инженером Пафомовым, который украл ее - пятнадцатилетнюю - из семьи. Потомки по линии первого брака так или иначе остались в России, а второго - все переехали во Францию. Пока остается неразъясненой в подробностях судьба Маргариты Ивановны Питоевой, которая прожила жизнь в России, занимаясь так или иначе театральным искусством, и скончалась в Ленинграде в 1965 г.

Жорж Питоев (Georges Pitoeff)

gpitoeff

Место и дата Место и дата рождения: Тифлис, 4 сентября 1884 г. Место и дата смерти: Женева, 17 сентября 1939 г. Захоронено тело Жоржа Питоева на кладбище в Белльвью близь Женевы.

Режиссер, актер Георгий Иванович Питоев родился в состоятельной семье.

Его дед Егор Питоев оставил сыновьям процветающую компанию, работающую на Кавказе в области добычи и переработки нефти, рыбного и икряного производства. Одновременно семья Питоевых проявила себя как яркие и могучие меценаты оперного и драматического искусства, собрав вокруг себя весь цвет местных художественных сил, привлекая лучших театральных людей юга России и давая творческий толчок молодым дарованиям. Велика была их организующая и структурирующая роль в этих областях культуры. Достаточно сказать, что под руководством Питоевых в Тифлисе было создано Музыкальное и Артистическое общества, построенны и отремонтированы здания для этих обществ. Так называемый "Питоевский дом" ныне занимает драматический театр им. Ш.Руставели. Неудивительно поэтому, что Георгий с раннего детства впитал в себя любовь к театру, который вскоре стал делом всей его жизни.

В 1898 г. вместе с родителями Г. Питоев совершил путешествие по Швейцарии и Франции.

В 1902 г. он переехал в Москву, где получил инженерное образование. Здесь он становится завсегдатаем Художественного театра.

В 1905-1908 гг. Г. Питоев жил с родителями в Париже, изучая право и собираясь стать адвокатом.

Он занимается организацией поэтических вечеров и театральных постановок для Русского Артистического кружка, основанного на Монпарнасе его отцом. Встреча с Верой Комиссаржевской, которая остановилась в Париже, возвращаясь с гастролей по Соединенным Штатам, изменяет его жизнь - он решает посвятить себя театру.

Вернувшись в Россию, он внимательно следит за деятельностью Драматического театра В.Ф. Комиссаржевской, знакомится с Федором Комиссаржевским и Николаем Евреиновым: особенно его интересует поставленная последним «Саломея» Оскара Уайльда, которую Питоев решает показать на Западе с 1921 г., выступая в роли Ирода Антипы.

В 1911 г. благодаря знакомству с Эмилем Жак-Далькрозом, Питоев начал заниматься ритмической гимнастикой. В 1912 г. он собрал в Петербурге труппу «Наш театр», которой руководил с февраля по ноябрь 1913 г. Репертуар труппы состоял из произведений Шекспира, Мольера, Островского, Гольдони, Ибсена, Гамсуна, Гауптмана.

Весной 1914 г. после смерти матери Г. Питоев решил вместе с отцом вернуться в Париж. Здесь он увлекся работой Жака Копо (Jacques Copeau). Тогда же он познакомился с Людмилой Яковлевной Смановой (домашнее имя - Мила) и женился на ней 14 июля 1915 г. От этого брака родилось семеро детей: Надя (1916), Светлана (1917), Александр (1920), Людмила (1921), Варвара (1922), Георгий (1926), Анюта (1928).

После свадьбы семья Питоевых переехала в Женеву и вместе с другими русскими актерами выступала там на благотворительных вечерах. Этот опыт помог Георгию при подборе труппы - он набрал как актеров-профессионалов, так и любителей, и ставил спектакли на русском и французском языках. Репертуар труппы отличался большим разнообразием: «Балаганчик» А. Блока, «Живой труп» Л. Толстого, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Дама с камелиями» А. Дюма, «Мертвый город» Г. д'Аннунцио, «Фрекен Жюли» А. Стриндберга. Благодаря знакомству с драматургом Анри-Рене Ленорманом (Henri-Renй Lenormand) Г. Питоев получил разрешение выступить на сцене парижского «Theatre des Arts» в 1919 и 1920 гг. Большой успех постановок позволил ему снова, в 1921 г., приехать с гастролями в Париж и выступить в «Theatre de Moncey» и «Theatre de Vieux-Colombier».

С 1922 г. вместе с труппой он перебрался в Париж и работал в театре «Comedie des Champs Elysees». Сибилла Алерамо упоминает о нем в письме к Элеоноре Дузе от 31 декабря 1922 г. в надежде устроить их встречу: «А здесь с кем Вы встречаетесь? Могу я быть Вам полезной? На днях ужинаю у нашего дорогого поэта Шарля Вильдрака с Питоевым и его женой».

Среди постановок Г. Питоева 1922 и 1923 гг. - «Андрокл и лев» Б. Шоу, «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло, «Балаганчик» А. Блока. Вместе с театром он выезжал на гастроли по Европе (Бельгия, Голландия, Австрия, Испания, Португалия). С 1925 по 1927 гг. режиссер снова работал на сцене парижского «Theatre des Arts», ставил две пьесы Пиранделло: «Генрих IV» и «Каждый по-своему». В 1926 и 1927 гг. состоялись успешные гастроли Г. Питоева в Италии (Турин, Флоренция, Милан).

Театральные критики находили сходство в мастерстве Питоева и Руджеро Руджери и отмечали его роль в популярности Пиранделло во Франции.

6 июля 1926 г. вместе с Гастоном Бати, Шарлем Дюлленом и Луи Жуве Г. Питоев подписал документ о рождении группы «Картель», цель которой - продолжение дела обновления современного театра, начатого Жаком Копо в театре «Vieux-Colombier». Как пишет Жан Шлюмбергер в 1922 году: " Питоев поможет нам избавиться от нашего невежества, из-за которого мы выглядим смешными, и что ещё важнее - он всё сделает для того, чтобы раскрыть нам мир чувств других народов".

С 1927 по 1931 гг. работает в «Theatre des Arts», «Theatre des Mathurins», «Theatre de l'Luvre» и «Theatre Albert I». Главная его постановка этого периода - «Истинный суд над Жанной д'Арк» (24 мая 1929 г.), над которой Г. Питоев работал как драматург вместе с Рене Арно.

Театральная критика возлагала большие надежды на итальянские гастроли 1929 г. (Турин, Милан, Рим). Татьяна Сухотина-Толстая оказывала Питоеву помощь в получении визы. Труппа выехала на гастроли в 1931 г. и выступала во флорентийском театре «La Pergola». Репертуар труппы вызвал интерес Лукино Висконти.

В 1932-1933 гг. Питоев работал в «Theatre de l'Avenue» и даже некоторое время был его директором.

Затем он работал в «Theatre de Vieux-Colombier»» и в «Chateau de Coppet».

Помимо этого, он снимался в фильмах «La machine а sous» (1932 г.) Эмиля Эдвина Рейнерта и «Le grand jeu» («Большая игра», 1934 г.) Жака Фейдера.

С 1934 по 1939 гг. Г. Питоев постоянно работал в «Theatre des Mathurins», а в апреле 1937 г. - в театре «Opera Comique».

Г. Питоев скончался в Женеве в свой день рождения 17 сентября 1939 г., оставив незавершенной работу над «Истинным судом над Жанной д'Арк», «Жанной д'Арк» Шарля Пеги и «Униженным отцом» Поля Клоделя.

Людмила Яковлевна Питоева (Сманова)

ludmilla


Родилась: 15,12.1895, Тифлис, умерла: 15.9.1951, Париж.

Актриса. Дочь крупного чиновника. Окончила в Тифлисе пансион Св.Нины, брала уроки музыки, пения, танца, иностранных языков в Париже, готовясь к поступлению в драматический класс консерватории, но не выдержала вступительный экзамен.

Летом 1915 Жорж и Людмила вступили в брак и переехали в Швейцарию. Их связала не только семья (у них родилось 7 детей: Надя, Светлана , Саша, Людмила, Варвара, Георгий, Анна,), но и театр. В 1916 Людмила дебютировала в спектакле мужа по пьесе А.Блока «Балаганчик».

Ноэль Жире так описывает впечатление, которое Людмила производила на окружающих:" Людмила Сманова, как и (Жорж) Питоев, родилась в Тифлисе, в 1895 году. С 1905 года она с матерью живет в Париже, где совершенствует свой французский, изучает английский и немецкий языки, занимается танцем и вокалом. В Париже она встречается с Жоржем Питоевым и в 1915 году выходит за него замуж".

Жак Копо, побывав в Женеве в гостях у Питоевых, сразу же угадывает в этой молоденькой женщине будущую великую актрису:"Обед и вечер у Жоржа Питоева, ещё были Фурнье и Гурнак.Питоев читал вместе с женой "Чайку" Чехова. Очень взволнован - несмотря на глупость слушателей - самой пьесой, искренностью актеров, их взаимным магнетизмом (они женаты всего три месяца) и исключительным дарованием, которое я почувствовал в этой русской малышке, ей всего двадцать один год - во время чтения она поднималась до подлинных высот, и её бледное лицо отражало подлинную страсть, пламя. Я бы хотел забрать её у этого парня, немного болтливого, немного фатоватого и очень восторженного. Я бы забрал всё: пьесу, мужчину и женщину",- писал Жак Копо в своём дневнике.

И далее пишет Жире: "Трудно перечислить всех писателей, от Клоделя ло Кокто, которые воспевали необычайный талант этой актрисы. Она обладала удивительно пластичным телом и музыкальным голосом, чистым, пленительным и в совершенстве выдерживающим любой ритм, и этой "несуетливой точностью во всем - в позах и движениях, которые на партитуре неотделимы от развития мелодии" ,- писал о Питоевой Клодель. И если об актерском таланте Питоева мы можем составить хотя бы частичное представление по двум фильмам, в которых он снялся ("Большая игра" и "Денежная машина"), то магию волшебного голоса Людмилы до нас доносят хорошо сохранившиеся звукозаписи."

Ленорман в своих "Заметках о Людмиле Питоевой" вспоминает, что она была способна вдохнуть новую жизнь в самые заезженные и заигранные роли: "Я видел, как в Женеве Людмила играла Маргариту Готье в обрамлении декорации в форме медальона, в который, не без иронии, поместил действие старой драмы её муж. И все, что этом тексте сегодня ужасает: пафос, напыщенность, слезливая сентиментальность - всё это бесследно исчезло. Мощное безудержное чувство, с каким играла актриса эту роль, заставляло забыть банальные тирады. Она умирала без хрипа, без кашля, это была сконцентрированная в себе боль".

Высказываясь в различных интервью о работе над ролью, Людмила говорит, что к каждой новой роли приступает с любовью, желанием понять и правдиво сыграть. "Настоящий актер непрерывно изобретает что-то новое. Это постоянное "изобретательство" возможно только в том случае, если удается проникнуть в мир чужого "душевного состояния". Речь идет не о том, что нужно помнить взгляд ребенка, его манеру подавать руку. Для меня важно, что ч помню, с какой пылкостью и искренностью малыш говорит обо всем, потому что ещё не ведает страха. Жест не передает того, что происходит внутри человека, каждый миг я должна воображать "душевное состояние" своего персонажа. Если ограничиваться только внешним рисунком, то уподобляешься актеру, который знает и выучивает наизусть лишь собственную роль, в то время как он должен знать всю пьесу целиком и состояние своего "Я" психологически соотносить с другими персонажами....Подскажите мне жест и манеру поведения, чтобы сыграть безумного человека. Ведь для умалишенного не существует безобразного, странного или неподобающего. Мы погружаемся в реальность безумия, навязчивую идею, который отравлена Офелия, в одержимость, парализующую её члены и мозг. И в то же время никто так не свободен, как она. Умалишенный свободен от всех забот, которыми отягчены нормальные люди. Эта свобода ощущается, например в том, как Офелия молчит или говорит, не реагируя на окружающих, которые в это время живут своей обычной жизнью. Вот этот полный разрыв с ними я испытала на сцене, когда Офелия рвет цветы и собирает их в букет. Ей нет дела до того, что присходит вокруг неё. Она послушна логике своего внутреннего состояния". - из интервью Людмилы Питоевой в 1934 году

Исключительной любовью зрителей пользовались Питоевы-актеры, парижане воспринимали их как внутренне родных себе людей. Наиболее известные роли Жоржа - Гамлет, Астров в «Дяде Ване», Лёвбор в «Гедде Габлер» и доктор Штокман во «Враге народа» Ибсена, Генрих IV; Людмилы - Жанна д'Арк в «Святой Жанне» Б.Шоу и в др. драматургических версиях, Офелия, героини чеховских пьес. Одна из величайших актрис межвоенного периода, по уровню дарования не уступающая Саре Бернар, Людмила покоряла редкой индивидуальностью - сочетанием хрупкости и душевной силы, искренностью, одухотворенностью, глубиной перевоплощения.

Людмилу часто сравнивали с Э.Дузе (Eleonora Duse). (Любопытно отметить, что и у самой Элеоноры Дузе прослеживаются армянские корни). И её нарасхват приглашали все парижские театры, однако она была столь же неуступчива, как и её муж. Всего лишь дважды появилась она на сценах других театров: в пьесе "Любовь" Анри Кистемекераи в "Последнем царе" Мориса Ростана. Критики, которые с пристрастием оценивали игру актрисы вне её привычного мира рядом с мужем, вынуждены были признать, что "она способна вдохнуть жизнь в любой спектакль".

В тридцатые годы Людмила Питоева переживает кризис и отказывается исполнять роли, далекие от её собственных духовных поисков. Она с таким вдохновением отдается ролям, с которыми себя идентифицирует, что соглашается иметь дело лишь с персонажами из "приличной компании". Несмотря на большой успех таких спектаклей как "Круг", "Мешанина" или "Преступники", Людмила отказывается от дальнейшего участия в них и признается, что ей не под силу воссоздавать на сцене отталкивающий мир своих персонажей.Крайняя степень самоотдачи привела ее к нервной болезни, Жоржа - к болезни сердца: современники называли их творческую жизнь героической.

После смерти мужа Людмила жила в Швейцарии (1939-41), в годы войны - в США и Канаде, по окончании войны вернулась в Париж. Играла в старых или восстановленных спектаклях Питоева, в спектаклях своего сына Саши, занималась педагогикой. Похоронены Жорж и Людмила на кладбище «Cehthod» близ Женевы в Белльвью.

 

Библиография

Статья из газеты "Русский Базар", №14, 27 марта- 2 апреля 2003 г.

Anton Cehov, La Demande. Piece en 1 acte. Adaptation de Marcel Genevriere et Georges Pitoeff, «Comoedia», 18 maggio 1914. Georges Pitoeff, La Petite Baraque, «L'Echo des Champs-Elysees », n. 22, 1922.

Georges Pitoeff, La Rythmique et l'acteur, «Le Rythme». Numero speciale a cura dell'Istituto Jaques-Dalcroze, Geneve, febbraio 1924. Georges Pitoeff, La Compagnie Pitoeff va partir en tournee, «L'Echo», 20 febbraio 1931.

Georges Pitoeff - Reno Arnaud, Le Vray Proces de Jeanne d'Arc: un interrogatoire de la Pucelle, «La Revue Hebdomadaire», 2 maggio 1931.

Georges Pitoeff, Interpretazioni della "Locandiera", «Scenario», I (febbraio 1932), n. 1.

Georges Pitoeff, Un nouvel effort, «Excelsior», 5 ottobre 1934.

Georges Pitoeff, Pirandello, «Le Journal», 11 dicembre 1936.

William Shakespeare, La Tragedie de Romeo et Juliette. Traduction integrale par Pierre Jean Jouve et Georges Pitoeff, Paris, Gallimard, 1937.

Georges Pitoeff, Une mouette nous revient, «Le Journal», 16 gennaio 1939.

Посмертные издания

Georges Pitoeff, Theatre et metteur en scene // Henri Gouhier, L'essence du theatre, Paris, Plon, 1943.

Georges Pitoeff, Souvenirs sur mon pure, «Magasin du Spectacle», dicembre 1946, n. 7.

Alexey Remizov, L'Office des diables. Piece en 3 actes. Traduite par Georges et Ludmilla Pitoeff et Jeanne Bucher, Paris, Editions du Pavois, 1947.

Georges Pitoeff, Lettre а Jacques Copeau, «La Revue Theatrale», nn. 9-10, 1948.

Georges Pitoeff, Notre Theatre. Textes et documents reunis par Jean de Rigault, Paris, Messages, 1949.

Anton Cehov, Les Trois soeurs. Piece en 4 actes. Adaptation francaise de Georges et Ludmilla Pitoeff, «L'Avant-Scene», n. 100, 1955.

Anton Cehov, La Mouette. Adaptation de Georges et Ludmilla Pitoeff «L'Avant-Scene», n. 108, 1955.

Anton Cehov, La Demande en mariage. Texte francais de Georges et Ludmilla Pitoeff, «L'Avant-Scene», n. 110, 1955.

Anton Cehov, Theatre. Textes francais d'Andre Barsacq, d'Antoine Vitez, de Georges et Ludmilla Pitoeff, et de Pierre Jean Jouve, Paris, Denoel, 1958.

Anton Cehov, Oncle Vania. Scenes de la vie campagnarde. Texte francais de Georges et Ludmilla Pitoeff, «L'Avant-Scene», n. 202, 1959.

William Shakespeare, Romeo et Juliette. Traduction de Pierre Jean Jouve et Georges Pitoeff, Paris, Flammarion, 1992.

Литература

Robert Brasillach, Animateurs de theatre: Baty, Copeau, Dullin, Jouvet, les Pitoeff, Paris, Correa, 1936 [reprint Bruxelles, Complexe, 2003].

Francois Porche, Notes sur Pitoeff, «La Revue de Paris», 15 gennaio 1940.

Jean Anouilh, Mon cher Pitoeff, «Aujourd'hui», 11 settembre 1940.

Jean-Jacques Bernard, Souvenir de Georges Pitoeff, «Opera», 19 settembre 1945.

Louis-Marcel Raymond, Le jeu retrouve, Montreal, L'Arbre, 1943.

Henri Rene Lenormand, Les Pitoeff: souvenirs, Paris, Lieutier, 1943.

Jean Hort, Les theatres du Cartel et leurs animateurs: Pitoeff, Baty, Jouvet, Dullin, Geneve, Skira, 1944 [2 ed. Paris, Editions d'aujourd'hui, 1976].

Raymond Cogniat, Hommage а Georges Pitoeff, «Arts», 29 aprile 1949.

Pierre Brisson, Le souvenir de Georges Pitoeff, «Le Figaro Litteraire», 30 aprile 1949.

Henri-Rene Lenormand, Georges Pitoeff, martyr du Theatre, n'etait pas un partisan, «Carrefour», 4 maggio 1949.

Frank Jotterand, Pitoeff, «Gazette de Lausanne», 13 agosto 1949.

Sacha Pitoeff, Georges Pitoeff et le Decor de Theatre, «La Revue Theatrale», nn. 9-10, 1949.

Aniouta Pitoeff, Ludmilla, ma mere. Vie de Ludmilla et de Georges Pitoeff, Paris, Julliard, 1955.

Sacha Pitoeff, Comment j'ai fait revivre une mise en scene de Georges Pitoeff, «La Revue Theatrale», n. 33, 1956.

Andre Frank, Georges Pitoeff, Paris, L'Arche, 1958.

Rene Davril, Les mises en scene de Pitoeff, «Etudes anglaises», avril-juin 1960.

Clement Borgal, Metteurs en scene: Copeau, Jouvet, Dullin, Baty, Pitoeff, Paris, Lanore, 1963.

Jean Hort, La vie heroeque des Pitoeff, Geneve, Cailler, 1966.

Jacqueline Jomaron, Les mises en scene de Pirandello par Georges Pitoeff, «Revue des Etudes Italiennes», janvier-mars 1968.

Jacqueline Jomaron, Georges Pitoeff metteur en scene, Paris, L'Age d'Homme, 1979.

Le Cartel: Jouvet, Dullin, Baty, Pitoeff. Catalogo della mostra (Galerie Mansart, 20 novembre 1987 - 30 gennaio 1988), Paris, Bibliothиque Nationale de France, 1987.

Lido Gedda, L'Enrico IV di Pirandello da H. Prutz a G. Pitoeff, Torino, Tirrenia, 1988.

Jacqueline Jomaron, Les Pitoeff, un roman theatral, Paris, Champion, 1996.

Les Pitoeff: destins de theatre. Catalogo della mostra (Galerie Colbert, 15 febbraio - 15 giugno 1996), Paris, Bibliotheque Nationale de France, 1996.

Noelle Giret, Georges Pitoeff, le regisseur ideal. Anthologie des textes, Arles, Actes Sud, 2001.

Интервью, воспоминания и театральные хроники Charles Gallo, Les projets de Georges Pitoeff, «Comoedia», 24.IV.1922.

Joseph Kessel, Dans la loge de Georges Pitoeff, «Les Nouvelles Litteraires», 8.XII.1923.

Robert de Thiac, Monsieur Pitoeff nous parle de la "Sainte Jeanne" de Shaw, «Comoedia», 22.IV.1925.

Anonimo, Le interpretazioni di Ruggeri a Parigi. Paralleli con Pitoieff, «Corriere della Sera», 7.VII.1925.

Curio Mortari, Pitoeff al Teatro di Torino, «La Stampa», 2.II. 1926. Domenico Lanza, Note di critica drammatica. Conclusioni su Pitoeff, «Gazzetta del Popolo», 13.II.1926.

Renato Simoni, "Henry IV" di Pirandello, «Corriere della Sera», 15.II.1926.

Maurice Goldschild, Georges et Ludmilla Pitoeff, «Le Rappel», 3.IV.1926.

Leo Ferrero, Note sui due Pitoeff, «Comoedia», VIII (dicembre 1926), n. 12. Eugenio Bertuetti, "Amleto" nell'interpretazione di Pitoeff al Teatro di Torino, «Gazzetta del Popolo», 23.II.1927.

Silvio D'Amico, Ludmilla Pitoeff in "Mademoiselle Bourrat" al Valle, «La Tribuna», 17.III.1927.

Georges Stuart, Georges Pitoeff et le monologue d'Hamlet, «Le Soir», 23.VI.1927.

Anonimo, Il ritorno dei Pitoeff al Teatro di Torino, «Gazzetta del Popolo», 13.III.1929.

Bertrand Philippon, L'audace n'est pas l'apanage des etrangers, «Pour Vous», 14.VI.1934. Rene Kerdik, Georges et Ludmilla Pitoeff, «Gringoire», 6.IX. 1936.

Jeanine Delpech, Quand Pitoeff joue Romeo, «Les Nouvelles Litteraires», 5.VI.1937.

Henri Poulain, En ecoutant Georges et Ludmilla Pitoeff, «Je Suis Partout», 10.II.1939.

Robert Brasillach, L'amitie de Georges Pitoeff, «Je Suis Partout», 20.IX.1939.

Lucien Dubech, Georges Pitoeff, serviteur de l'Art dramatique, «Candide», 21.IX.1939.

Andre Delhay, Georges Pitoeff, ce fut vingt ans de Paris, «L'Ere Nouvelle», 22.IX.1939.

Jacques Copeau, Georges et Ludmilla, «Le Figaro», 7.X.1939.

Silvio D'Amico, Ricordo di Pitoeff, «La Nuova Italia», 19.X.1939.

Театр Жоржа Питоева. Статьи. Выступления. Интервью. Письма. Составление Ноэль Жире. Перевод с французского Наталья Попова, Игорь Попов. "Кстати". Москва, 2005.

Архивы Milano, Biblioteca Ambrosiana, Archivio Tommasi Gallarati Scotti Roma, Fondazione Istituto Gramsci, Archivio Luchino Visconti Venezia, Fondazione Cini, Fondo Sister Mary of St. Mark Venezia, Biblioteca di Casa Goldoni Torino, Archivio Storico Civico Parigi, Bibliotheque Nationale de France, Fonds Georges Pitoeff.

Примечание: В источниках встречается также: Giorgio Pitoev, Georges Pitoeff, Georges Pitoieff.

 

return home
возврат
Hosted by uCoz