Наша строгая, суровая и подчас резкая оценка казенного, официального православия найдет свое теоретическое объяснение, а также и некоторые примиряющие с ним выводы; примиряющие, однако, не с точки зрения терпимости нашей (есть вещи, где надо до конца оставаться нетерпимым), а с точки зрения нашего философского анализа религиозного сознания. Здесь же скажем только, что рассматриваемая нами эпоха есть эпоха ранней молодости русской культуры, когда складывалась душа русского человека, когда образовывался стиль русской культуры. Религия в этом отношении, как показано будет далее, играет решающую роль в этом процессе образования национального лица. К счастью для России, струя истинного, апостольского христианства, к рассмотрению коей мы приступаем в следующей главе, была слишком сильна и глубока, чтобы позволить этому пагубному влиянию в корне извратить лицо русской культуры.
У нас на Руси решающая роль в образовании русского стиля принадлежит не византизму. Несмотря на многовековое господство этого внешнего византийского православия, решающая роль принадлежит все-таки православию народному, имевшему, как мы увидим, совсем иные корни. Бессилие византизма покорить русскую душу в огромной степени зависело от того, что славянское язычество было достаточно здоровым и сильным, чтобы противостоять даже двухсотлетнему насилию захватчиков-норманнов.
Так или иначе, но борьба двух православии – византийского и народного – была чрезвычайно упорна и вплоть до XIX века – века цветения русской культуры – нельзя было еще сказать, за кем в сущности осталась победа. И вот, в эту эпоху классического творчества подошли сроки сформулировать в философском плане и показать в художественных образах литературы русскую национально-историческую идею, и тогда обнаружилось совершенно очевидно, что победа осталась все же за православием народным.