Похожую судьбу пережили скоморохи, явление безусловно родственное каликам.
Еще в XVIII веке скоморохи полчищами ходят по всей Руси, поют старины, развивают литературу, справляют свадьбы и праздники. И это настойчиво преследуется церковью, не могущей увидеть во всем их искусстве ничего другого, кроме бесовского наваждения и крамолы. Скоморохи оттесняются постепенно на северо-восток в окраинные для государства районы, где оно фактически бессильно бороться с ними.
Там они приобретают в противовес отношению государства почетное положение у крестьян окраины. Их любят слушать, к ним относятся, как к духовно высоким людям, даже как к святым. В песне о Вавиле (см.: О. Озеровская) мы увидим все эти моменты.
К матушке Вавилы:
«Пришли люди веселые,
Веселые люди не простые,
Не простые люди – скоморохи.
Спрашивает их Вавило:
«Вы куда пошли да по дороге?
Мы пошли в иное царство
Переигрывать царя-Собаку
, Еще сына его да Перегуду,
Еще зятя его да Пересвета,
Еще дочь его да Перекрасу –
Ты пойдем, Вавило, с нами скоморошить...»
«...Да тут Вавило
Видит, люди тут не простые,
Не простые те – святые –
И пошел он с ними скоморошить.
«А идут скоморохи по дороге,
А идут в иное царство,
Заиграл да тут да царь-Собака,
Заиграл Собака во гудочек,
Еще стала вода да прибывали
, Он хоче водой их потопити».
Происходит борьба песнями, царство царя-Собаки «сгорает» и преображается, и Вавило становится там царем. Скоморохи являются как бы вторым рефреном богомильства, после калик. Они, вероятно, и возникли позднее, быть может, как одна из форм перерождения калик перехожих, наиболее жизненная и лучше всего сохранившаяся традиция каличьих песен [20].